
Главная роль рекламы проявляется в том, что данный коммуникационный инструмент является средством для закрепления рыночных позиций и освоения новых ниш. Однако, для практической реализации названного принципа необходимо, чтобы реклама была частью общей маркетинговой стратегии компании. Существуя отдельно от маркетинговых программ, реклама не приносит желаемых результатов, приводя к убыткам.
Реклама носит безличный характер, представляя собой монолог, предоставляющий клиентам сведения о товарном предложении фирмы. Такой монолог отличается не только информативностью. Цель рекламы состоит в создании положительного впечатления о товарах компании и ее деятельности в целом. Реклама предвещает покупку и благоприятно влияет на объем продаж.
Реклама рассказывает потенциальным потребителям о свойствах продукции, способных удовлетворить нужды и запросы. Ассоциации, возникающие в подсознании клиента после получения рекламного обращения, должны иметь благотворный эффект для формирования покупательского спроса на ту или иную продукцию. Именно поэтому современная реклама является итогом серьезной работы различных специалистов: маркетологов, сценаристов, дизайнеров, художников, психологов и др.
Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать определение рекламы как инструмента маркетинговой коммуникации, ориентированного на распространение информации любым способом с целью привлечения клиентов к товарам и услугам компании.
Задачи рекламы
Рекламные обращения имеют следующие задачи:
- Информирование о новых товарах.
- Создание положительного имиджа предприятия.
- Распространение сведений о преимуществах товаров.
- Формирование в подсознании потребителей благоприятного представления о деятельности компании.
- Привлечение интереса потребителей к товару.
- Создание неповторимого и легко узнаваемого образа торговой марки.
- Психологическая подготовка покупателей к покупке товара.
- Создание благоприятных условий для освоения новых рыночных сегментов.
Рекламные обращения и особенности их формулирования

В виду решения приведенных задач выделяются рекламные обращения, направленные на формирование спроса и на создание положительного имиджа.
Первая группа рекламных обращений в первую очередь носит информативный характер. С помощью рекламных средств до потребителя до покупателя доводятся сведения о технических и функциональных характеристиках товара и о том, какие нужды данный продукт способен удовлетворить. Такая реклама повышает осведомленность потребителей о рыночном предложении, психологически готовит их к принятию решения о покупке и облегчает работу продавцов. С другой стороны, рекламные обращения первой группы поддерживают стабильный объем продаж, не позволяют уже сформировавшемуся спросу падать, закрепляют рыночные позиции, вырабатывают у потребителей чувство приверженности одной торговой марке.
Рекламные обращения второй группы информируют потребителя о конкретной фирме, выделяя ее превосходство над другими предприятиями. Такие обращения создают фирме корпоративный имидж и неповторимый стиль, формируя предпосылки для положительного мнения о производимых этим предприятием продуктах.
Для достижения целей рекламы существуют следующие особенности формулирования рекламного обращения:
- Информирование потребителя об основной идее товарного предложения, в рамках которого подразумевается разработка короткого словесного слогана или лаконичной речевки, подчеркивающих соответствие характеристик продукта покупательским запросам и предпочтениям.
- Использование зрительных ярких образов, обеспечивающих подкрепление заявленной идеи наглядными иллюстрациями.
- Применение общедоступных каналов распространения рекламных обращений для охвата всей целевой аудитории.
- Существование логической связи между частями рекламных обращений и всей совокупностью рекламной кампании в целом. Данный принцип обеспечивает последовательность действий и следование в одном выбранном направлении.
- Использование в рекламных обращениях легко запоминаемых предложений и образов.
Реализация рекламных обращений не вынуждает покупателей мгновенно реагировать на полученную информацию. Реклама лишь предлагает определенное решение по удовлетворению той или иной потребности, предоставляя клиентам возможность сравнить его с товарными решениями конкурентов и сделать выбор самостоятельно. С помощью подобной ненавязчивости покупатель подсознательно получает необходимые мотивации к приобретению продукции.
Для того, чтобы добиться наиболее высокого результата, реклама должна повторяться многократно, быть эффектной и впечатляющий. Потребитель должен чувствовать со стороны предприятия заботу о своих интересах и доверять компании.
Виды рекламы
В зависимости от целей, поставленных перед фирмой, руководство принимает решение об использовании того или иного , каждый из которых обладает специфическими особенностями и выполняет разные функции.
Классификация рекламных обращений приведена в таблице 1.
Таблица 1
Виды рекламы
№ п/п |
Название рекламного обращения |
Функции
рекламного обращения |
1. |
Информативная реклама |
Распространение информации о новых товарах и услугах; закрепление рыночных позиций; формирование покупательского спроса; рекламирование ассортиментного ряда |
2. |
Сравнительная реклама |
Рекламирование конкурентных преимуществ товара; информирование об уникальных свойствах товаров; привлечение новых клиентов |
3. |
Увещевательная реклама |
Убеждение потенциальных потребителей в том, что лучше данного товара на рынке нет; сохранение лояльных покупателей; освоение новых рынков |
4. |
Напоминающая реклама |
Напоминание потребителям о полезных свойствах товаров; поддержание стабильного спроса и оптимального объема продаж |
5. |
Корпоративная реклама |
Формирование положительного образа компании и создание доверительного имиджа |
6. |
Социальная реклама |
Ориентация обращений к определенным категориям населения |
Существуют и другие классификации рекламных обращений. Выбор наиболее подходящего вида рекламы зависит от стадии жизненного цикла товара, целевой аудитории, уровня конкуренции, функциональных особенностей товара, а также от общей цели коммуникационной политики.
Средства и способы распространения рекламных обращений
Для распространения рекламных обращений предусмотрены различные средства и способы, самыми действенными из которых проиллюстрированы на рисунке 1.
Рис. 1. Средства рекламы
Пример оценки эффективности рекламы

Для того, чтобы грамотно спланировать рекламную компанию необходимо тщательно проанализировать следующую информацию: цель товародвижения, желаемый объем продаж, емкость рынка, целевая аудитория, уровень конкуренции, существующие мотивы для покупки, планируемый бюджет и др.
Рентабельность рекламы оценивается после завершения рекламной компании на основании показателей, характеризующих спрос и долю прибыли.
В качестве примера проанализируем экономическую эффективность рекламной кампании, проведенной фирмой «В».
Фирма «В» является розничным продавцом женской обуви. В конце августа 2011 года было поступление новой осенней коллекции, о чем нужно было незамедлительно проинформировать потенциальных покупателей. В качестве рекламных средств были выбраны красочные листовки и информационные сообщения в журналах о моде.
Экономические показатели для оценки эффективности рекламы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Экономические показатели
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Количественная оценка |
1. |
Стоимость производства листовок |
руб. |
5000 |
2. |
Стоимость размещения рекламного сообщения на страницах журнала |
руб. |
7000 |
3. |
Оплата труда рабочих, раздававших листовки |
руб. |
20000 |
4. |
Дополнительный товарооборот |
руб. |
600000 |
5. |
Торговая надбавка |
% |
40 |
6. |
Прибыль |
руб. |
200000 |
На основании данных, приведенных в таблице 2, можно рассчитать экономический эффект рекламной кампании, а также ее рентабельность: Э = Т х Н / 100 - Р.
Э – экономический эффект от рекламной кампании (руб.).
Т – дополнительный товарооборот (руб.).
Н – торговая надбавка на товар (%).
Р – расходы на рекламную кампанию (руб.).
Экономический эффект равен 208000 руб.
Экономический эффект от проведения рекламной кампании превысил затраты, а это значит, что использование данного средства маркетинговых коммуникаций принесло прибыль фирме «В».
Для того, чтобы рассчитать рентабельность, воспользуемся отношением полученной прибыли к затратам.
Рентабельность равна 625%.
Данный показатель можно считать положительным.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что рекламная кампания для фирмы «В» прошла очень успешно.