Закрыть окно
Логин:
Пароль:
Запомнить:
Статьи  Ответы
Hi-Tech
Автомобили
Бизнес и финансы
Бытовая техника
Дом и квартира
Медицина
Мода и стиль
Психология
Разное
Спорт
Туризм
Цифровая техника
Интервью     Кино     Непознанное     Отдых и развлечения     Полезно знать     Праздники     Работа     Религия     Услуги    
Навигация
Актуально

Как правильно брать интервью

Один из самых распространённых жанров журналистского творчества – это интервью. И к тому же жанр довольно высоко оплачиваемый. Как правильно брать интервью, какие подводные камни существуют в работе интервьюирующего журналиста, какую методику использовать в том или ином случае - обо всем этом расскажем в данном материале.
Один из самых распространённых жанров журналистского творчества – это интервью. Открывая любую газету, любой журнал, вы наверняка наткнётесь на интервью. Включив телевизор и остановившись на новостном выпуске, вы увидите множество видеоинтервью. Документальные фильмы также, как правило, строятся на серии интервью, а не только на закадровом голосе ведущего. В этой статье МирСоветов рассказывает, как правильно брать интервью, какие подводные камни существуют в работе журналиста, интервьюирующего кого-либо, даёт советы, какую методику использовать в том или ином конкретном случае.

Немного теории

Как брать интервью, советы журналистам Остановимся на трёх основных функциях журналистики, позволяющих донести результаты интервью до читателей. Это, прежде всего:
  • информирование. Интервью должно быть информативным, т.е. содержащим ряд интересных фактов, новых вопросов и ответов, иначе сам смысл интервьюирования теряется;
  • идеологическая функция (т.е. пропаганда ценностей, принятых в конкретный период). Она будет обязательно присутствовать, пусть даже и в завуалированной форме;
  • функция воздействия, когда журналист, который берёт интервью, сознательно вовлекает аудиторию в процесс выработки положительного/отрицательного отношения к тому, что происходит.
Интервью рассматривается как комплексный жанр, который включает познавательную, ценностно-осмыслительную и художественную деятельность. Познавательная деятельность определяет такое качество текста интервью как документальность (именно в познании, информировании, проявляется общественный смысл или сущность журналистики). Ценностно-осмыслительная (идеологическая) деятельность предполагает то, что на всех этапах своей деятельности по созданию интервью журналист пребывает в ситуации ценностного переосмысления собственной деятельности (замысел интервью, сбор информации об интервьюируемом человеке, концепция и анализ интервью, воплощение в языковой форме, обработка данных). Журналист соотносит информацию, полученную от интервьюируемого человека, с ценностями аксеосфер (система ценностей в определённой иерархии), – этот процесс неизбежен. Относительно воздействующей функции стоит сказать, что журналистика, смыкаясь с художественной деятельностью, опирается на её творческие ресурсы и пользуется ими. Т.е. реальные чувства и диалог журналиста и интервьюируемого человека получают дополнительные эмоционально-образные добавки.
Журналист в случае с интервью пытается исключить себя из созданной картины, т.е. максимально снизить свою роль в процессе, предоставив свободу действий интервьюируемому, чтобы придать работе объективный оттенок.

Интервью как метод сбора информации

Как брать интервью, советы журналистам В качестве теоретической базы можно использовать следующие научные труды для понимания данного вопроса: «Не могли бы вы рассказать…» Т. Шумилиной (Москва, 1978-ой год) – в этой книге излагаются основы интервьюирования, «Ради единого слова» В. Аграновского (это научный труд, опубликованный в сборнике «Вторая древнейшая» - Москва, 1975-ый год), «Вечная исповедь» С. Муратова (Москва, 1987-ой год), также работы «Телевизионное знакомство» (О. Урмас) и «Кисло-сладкая журналистика» (М. Понопольский).
Классификация интервью зависит от степени стандартизации интервью (стандартизация – предварительная проработанность интервью, наличие готовых вопросов и предположения по ответам).
Строго стандартизованное интервью вообще может предполагать отправку вопросов по электронной почте тому, кого предполагается интервьюировать. Ответы также приходят по электронной почте. Интервью есть, а живого контакта так и не состоялось. В строго стандартизированном интервью формулировка вопросов и их последовательность не предполагает отступлений от «общего плана». Обычно такое интервью используется при контакте с официальными лицами, политиками, дипломатами, поп-звёздами (при таком интервью журналист гонится, в первую очередь, за объёмом получаемой информации, а не за её качеством). По строгим рамкам такое интервью можно сравнить с анкетой. Читатели МирСоветов должны понимать, что при таком интервью не стоит рассчитывать на то, что интервьюируемый человек будет делиться с вами какими-то откровениями.
Некоторые журналисты, если беседа уклоняется из «стандартного» русла, начинают прибегать к перефразировке вопросов, меняют их местами. На выходе получается полустандартизованное интервью. Обычно официальные лица отвечают на вопросы «по шаблону»: в стране всё хорошо, в моей компании всё хорошо, на переговорах всё было хорошо, встреча была удачной, работники получат премии, результаты соревнований следует признать положительными и т.п.. Если же «официальное лицо» начинает говорить не «по шаблону», то возникает прецедент полустандартизованного интервью, более интересного читателю и изданию.
Вообще, если вы свободный журналист (т.е. не состоите в штате какого-либо издания), то рассчитывать на то, что ваше интервью с кем бы то ни было купят, не нужно. Ваше интервью, которое не запланировано изданием, купят только в том случае, если вопросы будут «позабористее», как говорят редакторы. Так произошло с моим интервью: я интервьюировал Олега Судакова (он же Манагер, экс-гитарист «Гражданской обороны», один из организаторов проекта «Коммунизм», лидер рок-группы «Родина», «дедушка» сибирского панка), но, поскольку все вопросы были исключительно рок-тематики, материал не был принят редактором «Нового обозрения» В.В. Пироговым (г. Омск).
Кроме стандартизованных видов существует ещё и т.н. «свободное» интервью, когда вопросы не составляются заранее и полученная информация – смесь откровений и незапланированных ответов. В журналистской среде таких журналистов, способных свободно ориентироваться по ходу интервью и не теряться, получая самые «странные» ответы, называют «беседчиками». Например, считается, что трудно взять интервью у Михаила Горшенёва (участник рок-группы «Король и шут»), поскольку он достаточно специфически общается и не отвечает на вопросы типа «Как вы стали знаменитым?» и «Что такое панк-рок, по вашему мнению?». Для того чтобы взять интервью у Михаила Горшенёва, нужно быть либо его другом, либо разбираться в панк-тусовке не хуже, чем он, что не является обязанностью любого журналиста, конечно же.
У меня был подобный опыт: я брал интервью у Александра Чеснакова (участник рок-группы «Коллекция бабочек», экс-гитарист «Гражданской обороны»), которого также достали по ходу карьеры вопросы типа «как вы стали знаменитым». Наше интервью происходило на репетиционной базе «Коллекции бабочек», я иногда задавал вопросы (время интервьюирования совпало с годовщиной смерти Егора Летова, 19 февраля, товарища А. Чеснакова по творчеству, так что вопросов, исходя из сложившихся обстоятельств, было много). Для меня совпало несколько факторов, сделавших интервью удачным: во-первых, обстановка, располагавшая к беседе, А. Чеснаков чувствовал себя расслабленно в пределах студии, налил мне кофе, постоянно смеялся. Тут же его товарищи по группе, отвлекаясь от инструментов, иногда подходили, вставляли свои реплики в разговор. Во-вторых, я не готовил вопросы заранее, поскольку абсолютно знал тему: я являюсь давним поклонников творчества «Гражданской обороны» и «Коллекции бабочек», так что «глупых вопросов» не возникало. Я спрашивал об интересных только мне аспектах творчества рок-групп, поэтому интересно было и мне спрашивать, и А. Чеснакову – отвечать (плюс учтите тот факт, что ему нужно было как-то развлекаться во время репетиции). В итоге получилось очень качественное «свободное» интервью. Однако я учитывал и тот факт, что материал удастся продать только в специализированное музыкальное издание.

Классификация вопросов интервью

Вопросы интервью Приведём классификацию вопросов интервью, которую должен знать любой журналист, как опытный и начинающий. По форме вопросы делятся на открытые и закрытые.
Открытый вопрос предполагает наличие темы и предмета (к примеру, вопрос директору компании: «Какова заработная плата работников низшего звена в вашей компании?»). Такие «открытые» вопросы задаются с тем, чтобы получить максимум информации от респондента. Закрытые вопросы (вопрос тому же директору предприятия: «Экономический кризис в стране поспособствовал тому, что зарплаты работников низшего звена на вашем предприятии такие низкие?») носят характер уточняющих по отношению к ответам респондента.
По функции в интервью вопросы делятся на:
  • основные (подготавливаются заранее, даже в случае «свободного» интервью журналист держит их в голове, так как они приносят основной массив информации);
  • зондирующие (т.е. уточняющие, они конкретизируют основные вопросы, иногда ими разбивается основной вопрос на несколько вопросов, чтобы респонденту было легче отвечать);
  • контрольные (с помощью этих вопросов журналист узнаёт, обладает ли респондент той информацией, которую хочет получить). Также с помощью контрольных вопросов проверяется на достоверность весь массив полученной информации.
Существует также такая классификация вопросов интервью, которая делит их на личные (вопрос напрямую относится только к респонденту, касается аспектов его личности), безличные и наводящие. Последние задаются только в критических случаях, их количество должно быть минимальным: журналист должен помнить, что ему не следует делать подсказки, а воспринимать ответы как дополнения к основной информации.

Стадии процесса интервьюирования

Как брать интервью, советы журналистам Самая значительная стадия, составляющая процесса интервью, определяющая успех дальнейшего разговора – начальная, которая включает:
  • создание благоприятного образа интервьюера (т.е. журналист должен произвести наиболее благоприятное впечатление на респондента);
  • создание правильного представления о целях и задачах интервью (иногда респондента следует успокоить, что вы журналист не из «жёлтого издания», гонящегося за скандалами и интригами, а из специализированного музыкального издания, к примеру);
  • создание представления о правах и обязанностях респондента (т.е. о его роли в ходе интервью, например, респондент может не отвечать на некоторые вопросы, если не хочет, но в его же интересах давать достоверную информацию о своей личности или о компании, если это интервью с директором предприятия).
Процесс создания образа интервьюера довольно сложен: в обществе сложились устойчивые типы журналиста-интервьюера. Например, образ легкомысленного, надоедливого, поверхностного человека. Журналистов из-за их обособленности часто считают «кастовыми» людьми (т.е. обособленными), из-за этого порой не клеится беседа. Иногда журналистов воспринимают как официальных представителей редакции издания, из чего заключают, что держаться с ними также нужно официально. Зачастую считается, что своими «разоблачающими» материалами журналисты не столько помогают «униженным и оскорблённым», сколько вредят им. Отсюда рекомендация для читателей МирСоветов, которые связывают свою будущую или настоящую жизнь с журналистикой: сразу определяйте, в рамках какого стереотипа воспринимают вас как журналиста, соответствует ли это восприятие конкретному случаю (и целям интервью), при необходимости старайтесь расширить представление респондента о себе.
Перечислим также мотивы, по которым человек может участвовать в интервью: желание быть популярным (или просто появиться на ТВ или страницах газет), желание выговориться, желание что-либо исправить или кого-либо наказать.
Помните о мотивах, которые могут противодействовать течению вашего интервью, старайтесь их избегать: цель интервью кажется малозначительной, содержание – неинтересным; цели интервьюируемого идут вразрез с целями журналиста; взаимоотношения с журналистом лишены положительного смысла в силу предубеждения.
Обратимся к созданию представления о роли интервьюируемого человека в беседе. Для этого существует несколько несложных журналистских приёмов. Сначала задаются несложные вопросы (способствуют преодолению психологического барьера). Беседу нужно разворачивать постепенно, т.е. переходить от простого к сложному, плюс дать респонденту понять, что его роль в интервью – пассивная, ведущим «игроком» является именно журналист (в противном случае вы получаете ту информацию, которую хочет дать респондент, а не ту, которую вы хотите получить).
Перечислим причины «провального» ведения беседы. Это, во-первых, неуверенное ведение беседы, частые запинки, в общем и целом – это неправильная постановка голоса, т.е. косноязычие. Голос – одно из главных орудий журналистской деятельности (это не относится только к ТВ и радио). Во-вторых, это поверхностные, скучные (тривиальные) вопросы, от которых засыпает не только респондент, но и сам журналист. В-третьих, взрывная личность старается перетянуть «одеяло» на себя. Я убедился в этом на личном примере, когда брал интервью у Евгения Филатова (он же «Джефф», представитель первого омского Рок-клуба), когда я постоянно терял нить беседы, а респондент сбивался на личные воспоминания. В-четвёртых, провал интервью случается, если журналист не знает цели интервью, недостаточно хорошо к нему подготовился.
Следует помнить, что если лидирование в интервью перешло к респонденту, то необходимо, например, изменить своё местоположение, а затем прервать монолог респондента резким изменением хода беседы.
После завязки и развития беседы наступает финальная стадия интервью – заключение беседы.
Во время интервью необходимо наблюдать, т.е. фиксировать сведения в ходе беседы. Для этого подойдут все три основных метода: блокнот, диктофон, память.
Когда я не взял диктофон на беседу с Олегом Судаковым, он очень удивился этому и сказал, что я могу неправильно передать его мысли. Александр Чеснаков, напротив, был удивлён, что я записываю его ответы на диктофон, сказав по этому поводу, что 50 процентов той информации, которую он мне дал – информация «между нами говоря», а потому я могу особенно заморачиваться с точной передачей его монологов (по его мнению, лучший инструмент в работе журналиста-интервьюера – это его память).
Как брать интервью, советы журналистам В заключение хотелось бы сказать, что интервью – довольно высоко оплачиваемый тип материала в журналистике. Это при том, что от вас не требуется ничего другого, кроме как подготовиться к интервью и расшифровать аудиозапись после самой беседы. Плюс сделать фотографии: и вот материал готов. За полосу интервью даже в средних региональных изданиях платят 1500-2500 рублей. В то время как на написание качественной статьи у вас порой уходит 3-4 дня, интервью – это 3-4 часа и гарантированный хороший гонорар. К тому же это хорошее подспорье в деле поиска контактов: когда вы возьмёте несколько сотен интервью и у вас будет большой опыт в этом деле, у вас появится также большая база под названием «С кем я беседовал», в том числе в этой «базе» наверняка будет несколько знаменитостей. Работа журналистом имеет много плюсов, таких, как пропуск в любую тусовку. Для того чтобы взять интервью и стать частью тусовки рок-группы «БИ-2», например, вам стоит позвонить их пресс-атташе или директору по связям с общественностью и договориться об интервью. Поверьте, люди из шоу-бизнеса нуждаются в раскручивании своих персон не меньше, чем аудитория интересуется информацией о них.
  • Сейчас 4.26/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5



Рейтинг: 4.3 из 5 (голосов: 43)

31 марта 2011

Ярослав Гафнер
Специально для:
Полезные советы - http://mirsovetov.ru

Читайте также
Добавить отзыв или совет

* - Обязательные для заполнения поля

 Тип: *

 Имя: *

 E-mail: 

 Текст: *


Осталось символов: 5000

 
Отзывы на статью
Narita 13 июля 2015
Огромное спасибо за советы и объяснения, а также за иллюстрирование примерами. Завтра беру свое первое интервью и потому волнуюсь, а статья помогла и теперь чувствую себя увереннее!
Александр Балыков 01 апреля 2015
Статья отличная и очень полезная, но ориентирована именно на журналистов. Если говорить о блоггерах и интернет-бизнесменах, то многие советы для них не актуальны.
Виктория 13 октября 2014
Очень полезная статья! Большое спасибо!
Максим Стоялов 14 апреля 2014
Спасибо за статью! Буду принимать ваши советы.
Виктория 13 сентября 2013
Огромное вам спасибо! Я руководитель кружка журналистики в школе, и ваша статья для меня очень полезна. Благодарю!
Елена 03 июня 2013
За полосу интервью в региональных изданиях платят как за любую другую полосу: около 800 рублей. Максимум - 1000, это если фотографий мало.
Светлана 29 мая 2013
Отличная статья, спасибо! Готовлюсь к первому интервью, немного волнуюсь.
Илья 06 ноября 2012
Давно занимаюсь в детской киностудии (мне 14 лет), постоянно работаем с тележурналистикой как в роли оператора, так и корреспондента, но ваша статья дала мне много новых знаний о интервью.
Лена 22 мая 2012
спасибо, возьмем на заметку
гуля 17 апреля 2012
знаете, я вникаю в эти слова и понимаю... что ничего не понимаю!
Новые статьи
Новые вопросы

Похмелье - маленькая смерть.

фильмы Германии на немецком с немецкими субтитрами

Посоветуйте блесну на щуку.

Как найти врача, который вылечит?

Меня влюбилась девушка 12 лет, что мне делать? Я в неё тоже, самому мне 17 лет.

Что лучше тональный крем или BB?

Когда начинать подготовку к вступительным экзаменам?

Дароу всем нахуй

О наследстве, кто имеет право на недвижимость, какой срок для вступления, как бы

Подскажите, что такое не скользкое улкадывюат на ступеньках?

Это интересно

Осака. Дорога проведена прямо через офисное здание.