Закрыть окно
Логин:
Пароль:
Запомнить:
Статьи  Ответы
Hi-Tech
Автомобили
Бизнес и финансы
Бытовая техника
Дом и квартира
Медицина
Мода и стиль
Психология
Разное
Спорт
Туризм
Цифровая техника
Интервью     Кино     Непознанное     Отдых и развлечения     Полезно знать     Праздники     Работа     Религия     Услуги    
Навигация
Актуально

Православные обряды погребения и поминовения усопших

Такое состояние мира, когда человек подвластен смерти, будет до самого второго пришествия на землю Господа Иисуса Христа. Поэтому молитвы живущих на земле людей к Богу, об упокоении усопших, будут возноситься до самого конца этого мира. МирСоветов расскажет о наиболее важных из этих молитв: отпевание, панихиды и поминовение усопших на проскомидии.
Православные обряды погребения и поминовения усопших Грехопадение первых людей, наших прародителей Адама и Евы, привело к огромнейшим изменениям, как в естестве самого человека, так и во всем окружающем его мире. По существу, эти изменения ужасны. Они породили такие страшные явления, как скорбь, болезни, тление, и смерть, которых до грехопадения не было. Но такое состояние материального, и какой-то части духовного, миров, не соответствует благому замыслу Творца вселенной о развитии и совершенствованию этих двух взаимосвязанных сфер бытия. Все эти следствия грехопадения не является результатом Божьего произволения, ведь Бог Свят, Благ, Всесовершенен, и Сам есть Любовь, а следовательно, не хотел, и никогда не захочет зла, так как в силу Своего совершенства Он вообще неизменен. Но Господь попустил человеку ослушаться Его, и впасть в грех, зная обо всех неимоверно тяжких последствиях грехопадения людей. И как бы на первый взгляд это парадоксально не выглядело, но это показатель того, на сколько Господь любит Свое творение – человека, и дорожит им. Достаточно просто понять, на сколько велики дары Божии, данные Им человеку. Несмотря на Свою безмерную любовь к людям, Господь не стал препятствовать их свободной воле, в райском саду, когда первые люди решили ослушаться Бога, думая что, против воли своего Творца, съев с запретного дерева познания добра и зла, они станут как боги. Бог никогда не станет насиловать свободную волю человека, которую Он Сам же ему и даровал. Другим большим даром является весь окружающий нас мир, который как «собственность» человека, вслед за ним, унаследовал неизбежное следствие греха: тление, разрушение и смерть. И такое состояние мира, когда человек подвластен смерти, будет до самого второго пришествия на землю Господа Иисуса Христа. Поэтому молитвы живущих на земле людей к Богу, об упокоении усопших, будут возноситься до самого конца этого мира. МирСоветов расскажет о наиболее важных из этих молитв: отпевание, панихиды и поминовение усопших на проскомидии.

Приготовление к погребению

Согласно православным традициям тело умершего христианина омывают и одевают в чистые, или, по возможности, в новые одежды. Затем его полагают в «саван» - это белый покров. Все это делается в знак того, что умерший при своем крещении дал обещание проводить свою жизнь в благочестии и чистоте. Приготовление к погребению Соответственно, подразумевается, что стремлением к такой жизни он не осквернил свою душу различными пороками. Либо тело усопшего облачают в одежды звания или чина, в котором он прожил свою земную жизнь и на протяжении ее служил Богу. Например, архиереев и рядовых пресвитеров, посвятивших себя священному служению Церкви, хоронят в полном их облачении, так же и простых монахов облачают в соответствии их чина. Военных офицеров, избравших свой земной путь в служении Отечеству в рядах государственных вооруженных сил, тоже хоронят в одеждах соответствующих их чину и званию. Тело умершего военного облачают, как правило, в парадный мундир. Такая традиция говорит о том, что все умершие предстанут перед Господом каждый в своем чину, в который человек был возложен на земле. И каждый будет отвечать за плоды, какие он принес в своем земном служении. Затем, когда умершего полагают в гроб, на его лоб возлагается венчик с изображением Христа, Божьей Матери и Иоанна Предтечи. На нем имеется надпись молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий…». Венчик собой символизирует венцы славы, которых сподобляются христиане за несение ими трудов и скорбей при жизни ради Христа, во время земной жизни. Наибольшей славы сподобились изображенные на венчике Богородица и Предтеча Христов, которые, несомненно, являются ходатаями за нас перед Богом. А на руки усопшего полагается крест или какая-нибудь икона в знак веры усопшего во Христа, Его Пречистую Матерь и святых, Богу угодивших. После всего этого тело умершего на половину покрывают священным покровом, который символизирует покров благодати Божьей, всегда присутствующей в Церкви, и покрывающей всех ее членов. Сам же гроб, обычно располагают по середине комнаты так, чтобы усопший был направлен головой в сторону угла с домашними иконами, а ногами к выходу. И вокруг гроба зажигают свечи, в знак надежды на то, что умерший перешел в область света – Царство Божие. После при гробе читают псалтири, с прибавлением молитв о упокоении умершего. Обычно при таком чтении псалмов заупокойные молитвы вставляют на каждой «славе». Это чтение чередуется со служением панихид. До погребения полагается особое последование - чин молитв по исходе души, который помещен в конце псалтири. Эти молитвословия при гробе, возносятся к Богу до самого дня отпевания и погребения. По обычаю, гроб с телом усопшего может находиться в доме до трех дней, чтоб к погребению успели приехать все родственники и близкие усопшего, желающие с ним проститься.

Служба отпевания

Служба отпевания Перед погребением гроб с телом усопшего для отпевания переносят в храм. Прежде чем вынести умершего из дома, у его гроба совершают литию - краткую заупокойную службу. А во время переноса поют «Святый Боже, Святый Крепкий…».
В храме гроб располагают ближе к центру, так, чтоб умерший был обращен лицом к алтарю. И с четырех сторон гроба ставят светильники с горящими лампадами или подсвечники с зажженными свечами. После этого идет служба отпевания, песнопениями вкратце изображающая всю судьбу человека. В них говорится, что за преступление заповедей человек снова обращается в землю, из которой был взят. Но, несмотря на множество грехов, человек, по сути, не перестает быть образом Божьим. И в молитвах произносимых во время отпевания Святая Церковь просит всемилостивого Бога простить умершему, о ком ведется служба, все его согрешения, и сподобить Царства Небесного. А после прочтения Апостола и Евангелия, в которых говорится о грядущем всеобщем воскресении мертвых, священник читает над усопшим разрешительную молитву, благодаря которой умерший разрешается от запрещений и грехов, которые он не смог вспомнить во время своего покаяния. И текст этой молитвы священник влагает в его руки. Таким образом, усопший отпускается в загробную жизнь с миром. Затем, родные, близкие и знакомые дают умершему последнее целование, и прощаются с ним. После того, как все с ним простятся, тело умершего обвертывают саваном, и священник, произнося: «Господня земля и исполнение ея…», посыпает его крестообразно землей. А когда гроб закрывается крышкой, хор поет «вечная память».

Погребение

Погребение После отпевания гроб с телом усопшего переносят на кладбище, где его опускают в заранее вырытую могилу, которую выкапывают так, чтоб усопшего можно было бы опустить лицом к востоку. Так как восток символизирует страну света, радости и благодати, откуда пришел «Солнце Правды» Христос Бог наш, – Царство Небесное. И при погребении совершается краткая заупокойная лития.
После погребения над могилой устанавливают крест, как символ того орудия, которым Христос победил смерть. Благодаря Кресту, на котором пострадал Христос, все мы имеем возможность, после всеобщего воскресения мертвых, обрести жизнь вечную в Царствии Божьем. Господь всех людей искупил Своей Кровью, только далеко не все люди пользуются этой возможностью спасения.

Поминовение усопших

Поминовение усопших После смерти душа умершего проходит через особые духовные пространства, на которых нечистые духи (бесы) пытаются завладеть ею. И чем больше человек при своей жизни грешил, меньше делал благого и недостаточно каялся, тем больше бесы имеют «прав» на такую душу. Эту духовную сферу принято называть мытарствами. Здесь человеческой душе особо необходимо заступничество святых угодников Божьих и ангелов. Вероятнее всего, что через мытарства человек проходит в течение первых сорока земных суток. Но это совсем не означает, что поток времени в тех пространствах тождествен земному исчислению. Минута на земле может оказаться там годами, и наоборот, десятилетия и сотни земных лет, могут пролететь там за несколько минут. Ведь состояние и восприятие души оказавшейся без тела, наверняка, совершенно иные, да и сфера бытия там совсем другая. Но как бы там не было, молитвы об упокоении усопшего в первые сорок дней после смерти, очень необходимы для его души. В Православной Церкви особыми считаются третий, девятый, и сороковой дни, после смерти, в которые читаются характерные для этих дней молитвы. Например, в третий день Церковь вспоминает трехдневное Воскресение Христа и молит Его воскресить умершего для блаженной вечной жизни в Царствии Небесном. В девятый день Святая Церковь молит Господа сподобить тех же благ, какие приобрели святые угодники Божии, которые, как и ангелы, подразделяются на девять чинов. А в сороковой день в Церкви совершаются молитвы о том, чтоб Иисус Христос, вознесшийся на Небо в сороковой день после своего воскресения, вознес и умершего в Царствие Небесное. Но иногда по усердию родных и близких поминовения усопшего служатся на протяжении всех сорока дней. Такое сорокадневное поминовение называется сорокоустом. И несомненно, что сорокоусты наиболее действенны, нежели обычные поминовения в третий, девятый, и сороковой дни.

Но по истечении этих сорока дней родным и близким умерших не стоит забывать молиться о них и заказывать панихиды (заупокойные службы) для их поминовения, тем более, в особо выделенные Церковью для этого дни, когда вся Вселенская Церковь молится об упокоении усопших православных христиан. И очень хорошо делают те, которые часто подают записки с именами усопших для поминовения их на проскомидии, так как через это священнодействие умершим сообщается благодать или, в крайнем случае, большое облегчение.
  • Сейчас 3.79/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5



Рейтинг: 3.8 из 5 (голосов: 29)

03 августа 2007

Арсений Могилев
Специально для:
Полезные советы - http://mirsovetov.ru

Читайте также
Добавить отзыв или совет

* - Обязательные для заполнения поля

 Тип: *

 Имя: *

 E-mail: 

 Текст: *


Осталось символов: 5000

 
Отзывы на статью
екатерина 01 января 2015
меня умерла сестра -православная христианка, я не могу понять обряд второго послепохоронного дня - надо утром отнести завтрак на могилу, а затем позвать близких на обед -это что получается русское похмелье? если это церковный обряд, то подскажите как его сделать правильно. И еще о зеркалах - старые люди говорят надо из закрыть, но почему до 40 дней ведь души уже нет вблизи дома после трех дней?
lenkat 28 мая 2009
спасибо, очень хорошая статья, побольше таких очень понятным языком написано, аминь.
Новые статьи
Новые вопросы

проблемы отношений противоположных полов. Стиль рассказа.

Пермь , сахарная паста pandhy’s , где купить ?

Интим в лагерях

Сплю на протяжении недели. Не понимаю сути просиходящего

замена Li-Ion аккумулятора 2000мАч для

Чуткий сон - это расстройство?

Болезненные КД (женщины поймут)

Не могу повернуть шею. Что делать?

Делюсь интересными курсами - Планета Волшебниц

Какие будут проблемы, если тур оператор не может распознать скан визы?

Это интересно

Структура Гуэль–Эр–Ришат, расположенная в пустыне Сахара, хорошо заметна из космоса из за своих огромных размеров — диаметр почти 50 км. Время возникновения – 0,5–0,6 миллиардов лет назад. Версии по возникновению до сих пор остаются гипотезами.