Закрыть окно
Логин:
Пароль:
Запомнить:
Статьи  Ответы
Hi-Tech
Автомобили
Бизнес и финансы
Бытовая техника
Дом и квартира
Медицина
Мода и стиль
Психология
Разное
Спорт
Туризм
Цифровая техника
Психология личности     Психология отношений    
Навигация
Актуально

Поведение в конфликтных ситуациях

Много слов уже было говорено о конфликтах, их причинах и последствиях, но вопрос не теряет своей актуальности. Ведь каждый из нас в течение только одного дня множество раз попадает в конфликтные ситуации. В это время мы тратим свои силы, энергию, наносим вред собственному здоровью. Как же вести себя в случае конфликта, чтобы разрешить его оптимальным образом?
Много слов уже было говорено о конфликтах, их причинах и последствиях, но вопрос не теряет своей актуальности. Ведь каждый из нас в течение только одного дня множество раз попадает в конфликтные ситуации: по поводу и без него, с близкими и незнакомцами, лично и по телефону. В это время мы тратим свои силы, энергию, наносим вред собственному здоровью. МирСоветов хочет предложить разобраться: как же вести себя в случае конфликта, чтобы разрешить его оптимальным образом?

Конфликт – это творчество

Поведение в конфликтных ситуациях К каждой конфликтной ситуации надо подходить, как к интересной интеллектуальной задачке, для решения которой необходимо приложить определенные усилия. Конечно, это не просто, но результат оправдает все ожидания.
Безусловно, сложно, находясь на пике эмоций, размышлять спокойно и здраво. «Ах, как же творчески нахамил мне сейчас этот водитель!» Но поскольку мы разумные люди, нам не составит труда глубоко вдохнуть и подавить все импульсивные реакции. В конце концов, это очередная ситуация, где нам нужно продемонстрировать свой творческий подход к решению конфликтов не как обычно – с криками, оскорблениями, драками – а спокойно, иронично, даже равнодушно. Представьте, как удивится хам-водитель, когда Вы просто пожмете плечами и улыбнетесь.
Для того чтобы не растерять достигнутое самообладание и философское отношение к конфликту, не стоит размышлять «что могло бы быть, если бы я не поехал по этой дороге»! Мы находимся здесь и сейчас. Вот и будем действовать по этому принципу: что я могу сделать, сказать и подумать здесь и сейчас?
Важнейшим элементом творческого процесса разрешения конфликта является поиск плюсов. Как говорится, превратите досаду в рассаду! Несомненный положительный момент любого конфликта – опыт его разрешения, опыт общения с агрессивно настроенными людьми. Это же целая школа жизни! Такой опыт всегда идет только на пользу!
В качестве примера творческого разрешения сложной ситуации МирСоветов расскажет о следующем происшествии. Некая немолодая дама, возвращаясь поздно вечером домой с приличной суммой денег, почувствовала, что за ней всю дорогу следует подозрительный мужчина. Подавив волну страха, она стала думать, что же она может сейчас предпринять. В результате, дама повернулась к грабителю и сказала: «Молодой человек, понимаете, я несу домой крупную сумму денег, которую одолжила у подруги для очень важной поездки, и очень боюсь идти одна по этим темным улицам – мало ли кто нападет. Вы бы не могли меня проводить до дома?» В итоге, мужчина проводил ее до квартиры, возле которой и признался, что хотел ее ограбить, но поведение женщины его смутило и обескуражило. Вот это есть творческий подход!

Я-высказывание

Поведение в конфликтных ситуациях Конфликт никогда не разрешится, если стороны не поймут друг друга. Обычно мы сразу начинаем предъявлять все претензии без разбора, снабжая их оскорблениями и разными нелицеприятными высказываниями.
Помочь правильно донести до нашего оппонента претензии таким образом, чтобы они были содержательными, но в то же время не вызывали резкой негативной реакции только даже формой, могут Я-высказывания. Другими словами, это позитивная формулировка проблемы. Я-высказывание включает в себя:
- описание событий, породивших конфликт;
- реакцию на событие: эмоциональную, поведенческую, которая описывается без обвинений;
- предложение предпочитаемого исхода, решения проблемной ситуации, не содержащий каких-либо требований.
Для примера приведем типичное высказывание: «Когда вы на меня орете, вы мешаете мне работать, вы заставляете меня нервничать. Прекратите уже орать!». Здесь мы видим обвинение оппонента, грубые формулировки, которые сразу же вызовут отрицательную реакцию человека и еще больше усугубят конфликт! При таком разговоре шансы на компромисс быстро уменьшаются!
Теперь же сформулируем те же претензии, но по правилу построения Я-высказывания: «Когда на меня повышают голос, это мешает мне сосредоточиться, и я начинаю волноваться. Мне хотелось бы обсудить эту проблему в более спокойной ситуации». Сразу заметно в данной фразе отсутствие обвинения оппонента, сдержанный тон и вежливое обращение. Если человек говорит подобным образом, то в ответ ему грубить и предъявлять претензии намного сложнее, поскольку тут же будут ощутимы разные уровни общения конфликтующих, а ведь никому не хочется оказаться откровенным задирой. Вы же предстанете спокойным, интеллигентным человеком, который только собственным поведением вызывает уважение и задает тон беседы. Безусловно, контролируя ход разговора, ощущая уверенность и даже некоторое превосходство, разрешить конфликт в свою пользу намного легче.

Полезные советы

Поведение в конфликтных ситуациях Конфликты бывают очень разными и подобрать единственно верный алгоритм поведения невозможно. Мы всегда оказываемся в новой ситуации, когда еще неизвестно, что надо сказать и сделать, какую уловку применить. Но МирСоветов готов предложить ряд рекомендаций, которые помогут вам в любой конфликтной ситуации.
  1. Будьте эмоционально выдержаны. Лишние эмоции помешают спокойному разговору двух деловых людей. К тому же, если вы будете на взводе, то это же состояние перейдет и к вашему собеседнику по принципу эмоционального заражения. В этом случае, уже вам придется столкнуться с потоком негативных эмоций.
  2. Спор должен быть обезличен: не стремитесь обвинять собеседника, говорите отстраненно от него самого. Скорее всего, вам не нравится какой-нибудь поступок оппонента, а не сам он как человек. Но даже если человек вам не нравится сам по себе, не спешите ему об этом сообщать – он может использовать этот же прием, и тогда вы узнаете, насколько плохи и вы в его глазах.
  3. Все решения, которые принимаются вами в ходе конфликта и по его завершению должны быть взвешены и обдуманны. Нельзя идти на поводу у эмоций, так как обычно они подсказывают неверные, часто провокационные действия, которые могут усугубить конфликт и испортить отношения с оппонентом. Чтобы этого избежать, МирСоветов предлагает следующий алгоритм поведения:
    • выясните позицию партнера по конкретному вопросу и донесите до него свою точку зрения. Не бойтесь признать правоту собеседника в тех моментах, где он действительно прав. На ошибки же укажите максимально корректно, демонстрируя при этом вашу заинтересованность в их устранении. Также признайте собственную неправоту в определенных моментах, преподнося это как вашу готовность к совместным действиям по разрешению всех спорных моментов.
    • Поведение в конфликтных ситуациях
    • сопоставьте позиции, найдите точки соприкосновения. Общий базис необходим для будущего совместного решения. Если вы и ваш партнер сможете придти к соглашению хотя бы по одному пункту, то это значит, что и дальше вам будет легче соглашаться друг с другом.
    • разработайте альтернативные решения проблем, куда будут внесены предложения от обеих сторон. Предлагать свои решения следует в форме пожелания, а не директивы, но достаточно настойчиво.
    • сопоставьте альтернативы и выберите лучшую, учитывая интересы каждой стороны.
    • обязательно договоритесь об исполнении решения, лучше даже в установленные сроки, чтобы никто в дальнейшем не мог уйти от ответственности.
  4. Используйте правило активного восприятия информации: внимательно слушайте, подкрепляйте какие-либо высказывания оппонента кивком головы, поддерживайте легкий зрительный контакт, попытайтесь перефразировать какую-нибудь мысль собеседника. Все эти действия помогут показать вашу заинтересованность в разрешении конфликта, уважение к собеседнику и его словам. Возможно, между вами возникнет определенная симпатия, которая будет способствовать установлению взаимопонимания.
Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни. Нам нужно учиться решать их, сохранять доброжелательные отношения с людьми и беречь собственное здоровье, как физическое, так и психическое. Поэтому не забывайте о следующем: «Мудрый смотрит на мир свысока, с позиции космоса».
  • Сейчас 4.24/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5



Рейтинг: 4.2 из 5 (голосов: 29)

20 мая 2010

Анна Овсянникова
Специально для:
Полезные советы - http://mirsovetov.ru

Читайте также
Советы по теме
Решение конфликтов на работе
Добавить отзыв или совет

* - Обязательные для заполнения поля

 Тип: *

 Имя: *

 E-mail: 

 Текст: *


Осталось символов: 5000

 
Новые статьи
Новые вопросы

Как правильно подать запрос в БКИ для оспаривания кредитной истории?

Проблемы в семье после беременности

Почему часто высыпает герпес на губах?

Гипсовые 3D панели для стен как выбрать?

Гипсовые 3D панели для стен как выбрать?

Можно ли оформить кредит под залог без справки о доходах?

Как можн быстро похудеть?

Какие ворота лучше автоматические или традиционные?

Какой кредитной картой Вы пользуетесь?

Что лучше помогает от изжоги?

Это интересно

Фея по-африкански